Вы должны включить Javascript в вашем браузере для оптимальной работы сайта и отображения разделов полностью.
Вход Мой маршрут
UaRuEn

Как развивать туризм в Украине. Успешный кейс Херсонщины

10.08.2020
1421

Херсонщина в этом сезоне - одно из самых популярных направлений туризма в Украине. Однако к этому успеху регион шел долгих пять лет, в первую очередь, благодаря усилиям двух братьев - Павла и Алексея Белецких.

Именно из их экскурсий по Херсону все узнали о масонских ложах в городе и французский период первой четверти 19 века. Далее Херсон появился немецкий, еврейский, испанский, польский ... Потом для всей Украины они открывали невероятные пейзажи Херсонщины и места для отдыха на юге.

И хотя в городе до сих пор нет туристско-информационного центра, его функцию хорошо выполняет туристическая кофейня братьев - ХерсON. О своем опыте развития туризма на Херсонщине рассказывает Алексей Белецкий.

— С чего вы начинали развивать туризм на Херсонщине? Почему занялись именно этим видом деятельности?

Во всем виновата мама )))) Она является членом Союза художников Украины, поэтому мы с братом росли в семье, где знали культуру, обычаи, обряды. Она учила нас немного иначе смотреть на мир, видеть и ценить ту красоту, которая есть у нас на Юге Украины. И еще виноваты друзья, которым мы показывали наш город, а они в ответ часто говорили: «Это так круто. А херсонцы об этом знают? Нет?!».

Сначала не было планов заняться туризмом. Любовь к истории и культуре мы реализовывали в исторической реконструкции эпохи викингов, славян. Помогали парку «Киевская Русь» под Киевом, в частности, создавали доспехи, костюмы, я делал экспонаты для Музея музыкальных инструментов. Но в 2014-м пришел Майдан, а с ним и осознание того, что все это происходит от непонимания своей истории, нехватки самоидентификации и как следствие - отсутствие чувства собственного достоинства. Эти вещи намеренно стирали из памяти народа последние 100 лет, и ничего не делали для восстановления этих знаний во времена независимости. После этого стала возможной аннексия Крыма ...

Поэтому первые наши экскурсии по городу были именно для херсонцев. На 11 января 2014 я позвал их, не зная наверняка, нужно ли это людям, но пришло 15 горожан. Даже аплодировали, кто-то дал денег, хотя экскурсия была бесплатной. Мы делились своими знаниями, хотели показать, что Херсон интересный, имеет огромное наследие разных культур и свою уникальную историю.

Чем больше люди будут знать о себе, тем лучше будет развиваться государство. Я убежден, что туризм - это один из крутых инструментов для формирования национальной идентичности.

— То есть, сначала это были только экскурсии по городу?

Да, только потом мы занялись байдарками, прогулками на яхтах. Тогда речь не шла о турах на два-три дня, хотя в 2014-м мы пропустили через себя тысячу человек, а в следующем году - три тысячи. Поэтому в 2015-м мы оказались перед выбором: экскурсии - это просто хобби или же бизнес. Так у нас появилась компания и любимая, интересная работа. Мы знали, что Херсонщина недостаточно изучена и она - необыкновенная. Здесь на небольшой части Украины такое разнообразное - пустыня, плавни, моря, реки, озера, херсонские склоны. Ты можешь жить в городе и каждый день ехать за 40 или 100 км в разные стороны и видеть другую стихию. Херсон - это перекресток культур, эпох и стихий.

— Только надо было об этом еще рассказать всей Украине...

Конечно, и мы начали создавать контент. Люди не ехали в Херсон потому, что просто ничего о нас не знали. В поисковиках на название нашего города вылезали изображения из хроники негативных новостей. И в это же время, например, Ужгород «подтягивал» фотографии бульваров, миниатюрных скульптур, более 500 статей о том, где отдохнуть, погулять и сделать крутые фото.

О Херсоне же по состоянию на 2015 год было только две статьи: одна о том, что здесь все было построено Россией, а вторая бизнес-заказная. Итак, в 2015-16 годах мы начинаем делать сайт, на котром выложили более 40 тематических статей и блогов о городе и регионе, затем их стало 80, сейчас больше сотни.

Программисты работали над тем, чтобы Google отправлял к нам тех, кто в поисковиках спрашивает: «Что посмотреть на Юге?» или «Куда поехать отдохнуть в Украине?».

— Первые видео о Херсонщине были впечатляющими, вашу работу заметили.

Конечно, мы начали снимать видео контент, потому что он хорошо идет в соцсетях. Первым был ролик «Херсон для тебя» - волонтерское видео, для которого мы сами писали сценарий. Снимала его крутой оператор - Лиза Postol, которая была и режиссером, и монтажером одновременно. Тогда мы потратили на это смешные деньги - где две тысячи гривен. Но ей было интересно создать крутой продукт о Херсоне. Он очень хорошо пошел ...

— Но вашей «фишкой» так и осталась экскурсия «Херсон де Масон»?

Да. Мне очень понравилась тема о том, что на юге Украины в начале 19 века жили французы, многие из них были масонами. Это была прикольная фишка, мы сделали авторскую экскурсию, которая длится 4,5 часа, написали сценарий «Херсон де Масон».

Чтобы ее лучше продвигать, решили снять ролик. Начали искать, кто и как это делал, и оказалось, что никто в Украине тогда еще не снимал экскурсии. Здесь мы тоже стали первопроходцами. И когда Лина Костенко репостнула наше видео, для нас это было признанием.

Когда мы начинали в 2014-м, то 99% посетителей экскурсий были именно херсонцы, хотя сначала их трудно было затянуть. В 2015-16 годах 80% херсонцы, а 20% - туристы из других городов. В 2018 году через нашу компанию прошло 10 000 туристов, и из них уже 70% были из других городов, и только 30% самих херсонцев.

— Сейчас речь идет об экскурсиях по Херсону или о путешествиях по Херсонщине?

Мы не разделяем Херсон и Херсонскую область. Это чиновники так делают, потому что у них разные бюджеты. Еще идут споры по Кинбурнской косе - это Херсонская область или Николаевская, хотя по факту принадлежит пополам. Но туристу это неважно! Мы делали экскурсию и в Актовский каньон (Николаевская область). Это все Юг Украины, где все рядом и нет границ.

Херсон, Николаев и Одесса связаны не только исторически и культурно, но и туристически. Мы уже сотрудничаем с одесситами: когда к ним едут туристы в тур на два дня, они дают нам «пас» на один день в Херсон. Когда к нам приезжают поляки, мы предлагаем им поехать в Одессу. Хорошо, что люди понимают эту формулу, особенно в условиях, когда нет массового туризма.

— Даже сейчас? Херсонщину этим летом посетило очень много туристов.

Да, у нас телефон «красный». Июль стал лучшим по количеству посетителей, даже по сравнению с прошлым годом. Чего не скажешь об июне.

Турист - это микроинвестор, который с собой привозит деньги. Например, в 2018 году, когда мы пропустили через себя 10 000 человек только от нас национальные парки и заповедники получили 80 000 грн. Перевозчикам за год мы отдали полтора миллиона, на питание ушло еще 800 000 грн. Эти деньги получили не мы как туристическая компания, а Херсон.

По нашей статистике, один турист, который в среднем приезжает на юг на два дня, оставляет в регионе около 2700 грн. Речь идет о том, что он поселился, посетил экскурсию, выпил кофе, пообедал, купил сувенирчик на память и уехал. И так 10 000 раз! Это только мы сделали - маленькая компания, которая в 2015-17 годах была фактически монополистом, потому что никто не верил, что это можно делать.

— В Украине одним из самых популярных направлений остается гастротуризм. Чем удивляет гостей херсонская кухня?

С советских времен здесь очень удачно стирали самоидентификацию. По факту херсонцы себя не ценили, не знали, не любили и не верили в себя. Когда спрашиваешь херсонца, что такое херсонская кухня, он пожимает плечами.

Нам действительно нужны были крутые локальные штуки. И тут появляется (не наш) проект «Винтажная кухня», когда сами рестораторы начали копаться в старых рецептах, меню ресторанов 19 века. Так вот - у херсонцев были не только пампушки-вареники, там была приличная французская кухня, итальянские блюда. Более того, выяснилось, что наши предки употребляли нормальные коктейли еще 150 лет назад.

В частности, это был «королевский пунш», который по своим составляющим почти совпадает с коктейлем Май Тай (классическая коктейльная карта: белый ром, мараскино, сок лимона, апельсина и т.д.) И это пили в Херсоне в конце 19 века!

Тогда на Херсонщине проживало 125 национальностей, они оставили много уникальных рецептов, было бы желание - все это можно восстановить.

— Пробовали сюда привлекать поляков, французов?

Мы уже рекламировали Херсонщину за рубежом, но карантин помешал реализовать эти договоренности. В этом году планировались фамтрипы, престрипы с поляками. Они очень хотели к нам ехать, благодаря Ryanair, из Херсона есть авиарейсы в Краков и Катовице, билет стоит всего 9,5 евро. Очень заинтересовались словаки. Их не удивишь архитектурой, но гастротуры и красивая природа делают свое. В январе мы были на выставке в Вильнюсе, нас хорошо принимали, были встречи с туроператорами - литовцы тоже готовы ехать к нам.

Экскурсии проводим на английском, немецком, меньше на польском, иногда – турецком языках. Есть что рассказать, мало - показать. На Херсон можно смотреть либо из коптера, либо под микроскопом - рассматривать окна, французскую черепицу.

— Сколько своих личных средств вы вложили в это дело?

Все вложенные деньги не посчитаешь. Запомнил только одну цифру: с октября 2018 по апрель 2019-го мы с партнером вложили 15 000 долларов в контент и продвижение, программистов, сайт, создание гостевых статей. Но главное, чтобы люди сюда приехали, и влюбились в Херсонщину.

— Местная власть помогала?

В 2014-15 годах было очень сложно, потому что никто не верил в туризм. Тогда в нашей компании появилась формула, которая работает до сих пор: «Можно любить только то, что ценишь. Ценить то, что уважаешь. Уважать то, что знаешь. Со знаний рождается уважение, ценности и любовь». Мы понимали, что если херсонцы начнут относиться к себе немного по-другому, многое в городе изменится. Если есть 4% тех, кто хочет и готов меняться, то вся общественность тоже изменится. И мы очень хотели влюбить в Херсонскую эти 4%.

Начали проводить фестивали уличной музыки, уличной еды, распространять информацию о Херсонщине. Нам рестораторы и власть крутили у виска и говорили: «Зачем оно вам надо». Более того, советовали забирать херсонцев и везти в Одессу, потому что «там лучше». Мы на это отвечали: а вы точно херсонские депутаты?!

Мы первыми заговорили о ТИЦ, однако его до сих пор нет. Эту функцию полтора года выполнял наш офис, а затем - кофейня. Наши бариста, админы, гиды, менеджеры консультируют туристов, которые заходят за информацией о том, где поселиться, где питаться, что посмотреть. Все работники, кроме уборщицы, лично мне сдают экзамен по истории и географии. В нашей туристической кафешке турист может получить исчерпывающий ответ на каждый вопрос.

2015-й стал переломным, а лишь с 2016-го все начало меняться. Нам поверили, частично власть стала участвовать в выставках, трудно было с областью наладить диалог, но пришла хорошая команда и процесс пошел. Настоящей победой стало то, что в 2019 году на выставке в Киеве область и город стояли одним стендом, который, кстати, получил первое место.

— Что с бюджетами на развитие туризма?

Нет нормальных бюджетов. О чем говорить, если за 2019 регион получил около шести миллионов туристического сбора, а на туризм областные депутаты подписали программу на 200 000 гривен. Но и эти средства забрали, потому что пришел карантин, и надо было покупать маски.

Однако карантин - это еще и большая возможность для нас. Как это было в 2014 году, когда туристы поехали к нам после аннексии Крыма. Тогда местные просто зарабатывали деньги, но ничего не вкладывали в инфраструктуру. Сейчас к нам снова едут отдыхающие, в частности журналисты, блогеры, селебрити, все остальные. Главное хотя бы теперь «взлететь», не утратить этот второй шанс.

— Бизнес готов вкладывать в инфраструктуру?

Есть тот, кто готов вкладывать, есть «вашим и нашим», есть и такие, кто думает, что туристы и так приедут. Была реформирована региональная туристическая организация «Туризм Херсона». Это бизнес, который верит в туризм. Туда входят не только рестораны, кафе и гостиницы, но и крупная компания по установке солнечных панелей, юридическая компания, брендинговая и другие неравнодушные.

Убежден, что для развития туризма нужны три вещи - контент, туристический продукт и инфраструктура. Власть со своей стороны может создать все условия для этого.

Например, наша пустыня - крутая локация, но что там делать? Хорошо, когда гид интересно расскажет о ней. Но где прогулки на лошадях, где верблюды, которые жили здесь целыми стадами в 19 веке? Когда будут дороги, а не будет ни продукта, ни контента, то это не туризм.

У нас в Украине никто никогда не учил, как развивать туризм. Это либо самоучки, либо таланты.

Материал подготовлен Государственным агентством развития туризма Украины

Подпишитесь на рассылку новостей и предложений от discover.ua и наших партнеров

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с Правилами и условиями.